Русские деньги похоронили дважды. А можно просто забрать триллионы Запада: Вот как это сделать
Как надавать по рукам вороватому Западу да ещё остаться в плюсе? У России есть возможность сделать это максимально болезненно. Но почему власти до сих пор не решаются взять в руки этот простой, но эффективный кнут?
Федеральный бюджет — 2026 построен на повышении налогов и сокращении расходов, хотя в распоряжении государства есть невостребованные триллионы рублей иностранцев, застывшие на счетах "С". Пока Евросоюз использует доходы от замороженных российских резервов в интересах Украины, Россия игнорирует имеющиеся активы нерезидентов, которые могли бы стать мощным источником покрытия дефицита и стимулирования экономики.
Федеральный бюджет в дефиците, но триллионы лежат без дела
В Государственную Думу внесён проект бюджета на 2026 год. К сожалению, кроме пессимизма и нескончаемой безнадеги, в нём особо ничего не содержится. Серьёзное повышение налогов, рост процентных расходов, сокращение статей развития — обо всём этом мы подробно писали ранее.
Впрочем, только Минфин обвинять здесь сложно — первопричиной всех проблем является политика Центробанка, загнавшая нашу экономику в стагнацию и, скорее всего, в рецессию.
Текущий бюджет — следствие действий ведомства Набиуллиной. Однако здесь же возникает вопрос: почему профильные министерства не предприняли абсолютно никаких усилий, чтобы противостоять ЦБ? Ведь то, в какую ситуацию мы придём, было понятно даже не год, а все полтора-два назад. Теперь же глава министерства экономического развития Максим Решетников заявляет следующее:
Высокие ставки сказались на показателях предприятий и напрямую повлияли и на потенциал роста экономики России.
Браво, Максим Геннадьевич! Отличный анализ для студента первого курса экономического факультета провинциального вуза. Вопрос заключается в другом: что вы собираетесь делать для исправления положения? И, как написано выше, почему не делали ничего ранее?
Здесь же следует вспомнить конец 2023 года. Тогда, выступая на форуме "Россия зовёт!", Эльвира Набиулина заявила, что если расходы бюджета продолжат оставаться на "повышенном" уровне, то ЦБ будет вынужден ещё больше поднимать ключевую ставку и удерживать её на соответствующем уровне на протяжении долгого времени. То есть Центробанк фактически бросил вызов правительству и начал заниматься открытым шантажом, противопоставив себя государственной власти (ведь по факту сам ЦБ — никто, даже формально не государство).
Центробанк, которым руководит Эльмира Набиуллина, подняв ставки, задушил потенциал роста российской экономики. Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press
Какой должен был состояться ответ Минфина и Минэка? Жёсткий и радикальный. Вплоть до заявлений о необходимости подчинить Банк России государству в лице президента, правительства или даже Минфина. Причём есть отличный пример — Китайская Народная Республика, где Народный банк (аналог ЦБ) является де-факто и де-юре исполнительным органом Госсовета (правительства), выполняя сугубо учётные функции.
Накапало на 4 трлн рублей
Возможно, такое прозвучало бы для многих непривычно радикально, но и ситуация после 2022 года изменилась. Старые правила перестали работать окончательно. Необходимы новые меры, смелые инициативы и прорывные решения. И, надо сказать, в 2020-2024 гг. правительство полностью справлялось. Из кризисов 2020 и 2022 годов мы вышли с минимально возможными потерями. А в 2021, 2023 и 2024 годах рост экономики составил феноменальные для последних 15 лет 5,9%, 4,1% и 4,3% соответственно. Даже к Минфину претензий становилось всё меньше.
Инфографика Царьграда
Однако 2025 год, увы, перечеркнул многое. Теперь мы не несущаяся вперёд и развивающаяся опережающими темпами держава, плевавшая на все западные санкции. Теперь мы думаем, как бы ещё увеличить налоги и снизить бюджетный дефицит, чтобы ЦБ опять не повышал ставку. И причины этому отнюдь не внешние, а только внутренние.
Уже на протяжении трёх лет Евросоюз изымает проценты, накапливающиеся в результате размещения наших замороженных золотовалютных резервов, и передаёт их Украине. К настоящему моменту общая сумма составила 25,5 млрд долларов.
Однако для многих станет удивлением, что объём замороженных в России активов недружественных нерезидентов составляет около 150 млрд долларов. Помимо этого, есть ещё внешний долг на 323 млрд долларов, который остался ещё перед западными кредиторами. Причем эти деньги почему-то частично продолжают возвращаться на Запад. Как, впрочем, и некоторые активы нерезидентов. И наивно полагать, что об этом никто не знает.
Но главное даже не в этом. По самым скромным подсчётам (официальные данные финансовые власти не озвучивают), дивидендами, купонными выплатами и процентами по банковским депозитам за прошедшие годы накапало не менее 4 трлн рублей. Что-то нерезидентам удаётся вытаскивать, но основная часть идёт на счета типа "С". Деньги фактически лежат мёртвым грузом и практически никак не используются на благо России.
Смех смехом, но и это еще не всё. 4 трлн рублей (если не сильно больше) теоретически тоже могут генерировать проценты. Даже при средней ставке 15% это было бы не менее 600 млрд только за 2025 год. Причём с каждым годом сумма будет только увеличиваться, так как объём средств на счетах типа "С" растёт.
Почему не предпринимаются зеркальные меры и деньги не зачисляются в федеральный бюджет для хотя бы частичного покрытия дефицита?
Понятно, что пока наши золотовалютные резервы юридически не изъяли, то и активы недружественных нерезидентов тоже не должны быть национализированы. Но накопленные проценты Евросоюз забрал официально, хотя формально это такая же часть российских ЗВР. Где ответное действие? Тем более тогда, когда из-за политики ЦБ у федерального бюджеты возникли реальные проблемы впервые за многие годы (если не десятилетия).
Самое интересное, что даже сложно назвать, кто бы мог принять соответствующее решение: ЦБ, Минфин, Минэк? Скорее всего, просто никто не хочет брать на себя ответственность, ведь ещё не испарились окончательно надежды, что с Западом мы помиримся и скоро всё будет как раньше. Не будет, господа системные либералы.
Что с того?
Проект бюджета на 2026 год демонстрирует не просто системный кризис государственных финансов, но и общий институциональный паралич, когда ключевые экономические ведомства либо не способны, либо не желают противостоять деструктивной политике Центробанка. Вместо поиска стратегических решений, позволяющих использовать внутренние ресурсы и переломить негативные тенденции, власть зациклилась на увеличении налогов и механическом сокращении расходов.
Проект бюджета на 2026 год демонстрирует не просто системный кризис государственных финансов, но и общий институциональный паралич. Инфографика Царьграда
При этом у страны остаются значительные, но не задействованные возможности — доходов от замороженных активов нерезидентов скопилось много. И пока эти ресурсы не введены в оборот, а политическая воля к изменению подхода не проявлена, бюджетные перспективы России так и будут оставаться заложниками чужих правил и внутренних противоречий.