Оплатит счёт за лекарства: Что стоит за арестом губернатора Белозерцева и его компаньонов
Губернатор Пензенской области был переизбран на новый срок осенью 2020 года. Теперь Ивану Белозерцеву предъявляют обвинение в получении взяток более чем на 30 миллионов рублей за покровительство в заключении госконтрактов на поставку лекарств. Вместе с ним задержаны его сыновья-бизнесмены, а также владелец "Биотэка" Борис Шпигель и руководитель крупнейшего поставщика медпрепаратов в Пензенской области Антон Колосков.
О негативном сценарии для губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева в кулуарах говорили давно. В основном в контексте коммерческих интересов его отпрысков – старшего сына Александра и младшего Даниила. Но также и в связи с политическими сложностями, которые губернатор не умел разрешить.
Летом 2019-го, за год с небольшим до выборов, случился "русский бунт" в селе Чемодановка, где местные жители выступили против беспредела цыганского табора и изгнали цыган. По итогам событий эксперты поместили пензенского губернатора в "красную зону" – в кандидаты на скорое увольнение.
Однако его кандидатуру всё же согласовали для участия в новых выборах. Не потому, говорят собеседники Царьграда, знакомые с ситуацией, что он представлялся таким незаменимым управленцем-хозяйственником. Просто в условиях пандемии решили "не менять коней".
Белозерцев стал губернатором во второй раз, и ничто, казалось, больше не предвещало, что скоро грянет гром. Но он грянул. Шарахнул так, что в Пензе сейчас в шоке все: и тамошние политики, и предприниматели, и силовики.
При обыске у губернатора дома была изъята крупная сумма денег наличными. На видео, появившемся в телеграм-каналах, можно насчитать более 25 миллионов рублей. По сообщению ТАСС со ссылкой на анонимный источник в органах, всего изъято более 400 миллионов наличными.
Взятки за предоставление конкурентных преимуществ
Откуда деньги? По версии следствия, с января по сентябрь прошлого года пензенский губернатор получил от главы группы "Биотэк" Бориса Шпигеля, экс-сенатора, который также известен как бывший тесть и продюсер певца Николая Баскова, 31 млн рублей (не только деньгами, но и ценностями). В общении с Белозерцевым также участвовала супруга Шпигеля Евгения и директор аффилированной с "Биотэком" компании "Фармация" Антон Колосков.
Заносили через посредников. В числе задержанных – замруководителя представительства Пензенской области в Москве Фёдор Федотов и водитель этого полпредства (кстати, ездит он на минивэне "Мерседес", подаренном, по версии следствия, губернатору Шпигелем).
Официальная позиция СКР сформулирована так:
Взятки передавались за предоставление группе компаний "Биотэк" конкурентных преимуществ при заключении госконтрактов, связанных с оказанием услуг по приёмке, контролю качества и сроков годности, хранению, отпуску и доставке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, реактивов, закупаемых за счёт бюджетных средств для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области.
Не исключено, что в реальности всё закручено ещё круче.
Иван Белозерцев и Борис Шпигель, конечно же, давно и хорошо знакомы. Первый, начав в Пензе с работы заместителя регионального военкома, потом трижды избирался депутатом гордумы и на протяжении двух сроков занимал пост главы города (председателя думы), затем стал депутатом и спикером Законодательного собрания области, откуда уже пересел в кресло губернатора – сначала в качестве врио, потом избранным. Второй – бывший секретарь горкома комсомола в украинском городе Хмельницком, после распада Союза занялся бизнесом в России и в 1990-м основал фармацевтическую компанию "Биотэк", в 2003-2013 годах был членом Совета Федерации как раз от Пензенской области.
Хорошие друзья Ивана Белозерцева
Сам Белозерцев, по крайней мере официально, в коммерции замечен не был – единственной структурой, где он фигурировал в качестве соучредителя, можно считать Пензенское региональное отделение общественной организации "Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка", президентом которой значился давний товарищ будущего губернатора, бизнесмен Александр Плющ, чья компания "Сельская здравница" регулярно (и с завидной периодичностью) выступает с некоторых пор одним из ключевых заказчиков по госконтрактам в Пензенской области.
Основной вид деятельности – деятельность по управлению финансово-промышленными группами, дополнительные – консультационные и информационные услуги, управление имуществом, туризм.
В частности, эта структура выиграла аукционы более чем на 1,1 миллиарда рублей – от регионального Минздрава (свыше полусотни контрактов), почти на 300 миллионов – от Минтруда, около 200 миллионов – от Минобразования, на десятки миллионов – от мэрии.
Примечательно вместе с тем, что прибыль "Сельской здравницы" далеко не впечатляющая – от 14 до 26 миллионов в год.
Так что, возможно, нынешняя история с фармгигантом Шпигеля – это только начало.
Впрочем, и там есть любопытные детали.
Борис Шпигель в Пензенскую область плотно "зашёл" в конце 90-х, ещё при прежнем главе региона, очень быстро, в рамках реализации некоего "пилотного проекта" в сфере лекарственного обеспечения, заняв лидирующие позиции на фармацевтическом рынке.
Пожалуй, главным приобретённым им активом стало ОАО "Фармация", зарегистрированное в Пензе. Как выяснил "Первый русский", 5,94% акций общества принадлежат Евгении Шпигель – супруге Бориса Шпигеля, 86,3% – фирме "Интермедфарм", принадлежащей ей же, небольшой пакет есть и у фигуранта нынешнего громкого "губернаторского" уголовного дела – Антона Колоскова.
Вероятно, именно учитывая "вес" Шпигеля в пензенском бизнесе, его отправили представлять регион в Совете Федерации.
Выдающийся выпускник, глава фирмы и знакомец сыновей губернатора
Во время пандемии "Биотэк" стал одним из крупнейших игроков на рынке поставок антиковидных лекарств и тестов для определения коронавирусной инфекции. В каждом регионе, разумеется, поставщиками выступали различные фирмы.
Непосредственно в Пензенской области ключевым игроком оказалась, что неудивительно, как раз "Фармация", которую к тому времени возглавил упоминавшийся Колосков – ему сейчас 37 лет, на сайте Пензенского университета он значится в числе "выдающихся выпускников".
Как говорят источники Царьграда, взлёт "выдающегося выпускника" получился не просто так, а благодаря хорошим знакомствам с сыновьями губернатора Белозерцева – Даниилом и Александром.
Оба, как водится, "нашли себя" в бизнесе.
Старший, Александр Белозерцев, впрочем, успел потрудиться на госслужбе: пока отец был спикером ЗС, он занимал должность начальника отдела прогнозирования и стратегического развития в ранге замминистра экономики региона, потом даже стал зампредом правительства области (в 33 года), но после избрания отца покинул этот пост – во избежание, как объяснялось, конфликта интересов.
В настоящее время он значится учредителем 3 компаний: одна занимается производством труб, вторая – покупкой и продажей недвижимости, третья – производством электроэнергии.
Младший, Даниил, является учредителем аж 11 коммерческих предприятий, а также индивидуальным предпринимателем – в этом качестве он занимается пчеловодством.
В своё время в Пензе широко обсуждался скандал на рынке ритуальных услуг – отпрысков тогдашнего главы города обвиняли даже в том, что они монополизировали и эту сферу, но потом конфликт сдулся.
Но, понятно, что детям чиновников у нас в стране никто не запрещает заниматься бизнесом. Вопрос только в том, как это происходит.
А с "Фармацией" – аффилированной структурой большой корпорации, которой, во всяком случае де-юре, руководит знакомец Белозерцевых Антон Колосков, и впрямь происходили чудеса.
Сумма государственных подрядов, заключённых со "скромной" пензенской фирмой, составляет почти 13 миллиардов рублей. В пятёрке основных заказчиков значатся Областной онкологический диспансер (без малого 3 миллиарда рублей), региональный Минздрав (ещё 1,2 миллиарда), Областная клиническая больница им. Бурденко (1,7 миллиарда), Пензенский областной клинический центр (почти 800 миллионов).
В разгар пандемии "Фармация" оказывалась по целому ряду позиций (суммы, естественно, на многие миллионы рублей) единственным участников торгов на поставку лекарств в медучреждения региона.
Естественно, не было такого, что прямо в кабинет губернатора заносили "коробки из-под ксерокса" с пачками денег, – отмечает источник "Первого русского" в силовых структурах. – Схема была, по данным следствия, отработанной и неприметной. Те суммы, которые озвучиваются сейчас, только предварительные. В том числе учтены наличные деньги, обнаруженные в ходе обысков.
Поэтому есть основания полагать, что размах будет куда более значительным. Только узнаем мы об этом позже.
По информации наших осведомлённых собеседников, следователи в настоящее время копают и по другим "интересным" связям задержанного губернатора.
А пока что всем главам регионов дан весьма чёткий сигнал сверху: переизбрание на высокий пост вовсе не означает индульгенцию от "проделок" в ковид-период. Собственно, прямо наоборот: теперь-то и начинается время разбора полётов.