154 млрд на борьбу с мусором: Беспрецедентные расходы или выгодный пиар?
В ближайшие три года на борьбу с мусорными свалками в Московской области планируется направить 154 миллиарда рублей. Ведущие российские издания освещают эту новость восторженно. Однако телеканал «Царьград» выяснил, что радоваться пока нечему
Бутылочные реки, пакетные берега
В Подмосковье всерьёз задумались над решением «мусорного» вопроса. На организацию системы обращения с отходами понадобится 154 миллиарда рублей. Об этом заявил первый заместитель председателя госкорпорации развития ВЭБ РФ Николай Цехомский. В ведущих российских СМИ это событие подаётся под соусом беспрецедентных для России расходов на экологию. Но так ли они экологичны?
Лишь 30 миллиардов из запланированных 154 планируется потратить на сортировку и переработку мусора. Бо́льшую же часть, а именно 124 миллиарда рублей, направят на строительство четырёх мусоросжигательных заводов, места под которые уже определены в Солнечногорском, Наро-Фоминском, Воскресенском и Ногинском районах Московской области.
Инфографика: Телеканал «Царьград»
В экспертном сообществе заявили: рекордные зелёные инвестиции — всего лишь пиар-кампания. Причём имена бенефициаров всем известны. Строительство мусоросжигательных заводов поручено компании «РТ-Инвест», которая на 75% принадлежит генеральному директору Андрею Шипелову, а он в свою очередь является деловым партнёром Игоря Ротенберга — сына миллиардера Аркадия Ротенберга.
«Пиар» и «опасная штука»
Это пиар, голый пиар, — уверена активист инициативной группы "STOP Выброс!" Виктория Копейкина. — Он построен на зарабатывании денег. Судите сами: всё делается для того, чтобы больше мусора сжигать. Чем больше они сожгут отходов, тем выше прибыль мусоросжигательных заводов. У нас всё перевёрнуто с ног на голову.
Почему в Архангельске не рады московскому мусору
С коллегами из «STOP Выброс!» солидарны и участники движения «Экологика». Там заявляют, что более прогрессивные методы борьбы с мусорными свалками — раздельный сбор и переработка — пока возможны только на бумаге.
«Не станем скрывать, что сейчас оказывается давление для принятия положительного заключения для инвестирования в проекты Андрея Шипелова, — заявила в интервью телеканалу "Царьград" координатор движения "Экологика" Анна Дмитриева. — Строительство мусоросжигательных заводов будет примером наихудшего использования технологий по обращению с отходами в густонаселённых районах Московской области с гигантскими последствиями на десятки лет вперёд».
Под последствиями Анна Дмитриева понимает повышенные риски возникновения злокачественных образований у людей, проживающих вблизи мусоросжигательных заводов. Предприятия, которые планируется построить в Московской области, станут мощными загрязнителями по диоксинам и фуранам, которые оказывают негативное влияние на здоровье человека.
Рождаются дети с различными мутациями, увеличивается процент онкологических заболеваний. И это касается не только людей, но и животных. Молоко и мясо коров, которые будут находиться вблизи мусоросжигательных заводов, как минимум в пятикилометровой зоне, непригодны в пищу. Овощи и фрукты, выращенные на приусадебных хозяйствах, также подвержены опасности,
— предупреждает Анна Дмитриева.
ОНФ: 99% российских регионов будут начислять налог на мусор «от фонаря»
«Сжигание мусора — крайне опасная штука, — уверена активист инициативной группы "STOP Выброс!" Виктория Копейкина. — Лучше от этого метода максимально отказаться. Если какие-то "хвосты" остаются от сортировки, тогда ещё, может быть, можно говорить об уничтожении, но это должна быть налаженная система. Мы должны гарантировать, что опасные отходы — батарейки, ртутные лампы и т. д. — сжигать не будут. Но таких гарантий на сегодняшний день нет».
Что надо сделать
В Москве и Московской области ежегодно образуется порядка 12 миллионов тонн отходов, что составляет 20% от мусорного потока всей страны. Как и во всей России, большая часть мусора депонируется на полигонах.
Инфографика: Телеканал «Царьград»
Подмосковье, да и не только оно, утопает в мусорных полигонах. Что с этим делать? В законе об обращении с отходами прописана следующая иерархия приоритетов: на первом месте — снижение объёмов отходов, затем идёт переработка и вторичное использование мусорного сырья и только в конце цепочки — депонирование на полигонах или сжигание.
Сначала, как во всех цивилизованных странах, должна быть сортировка отходов на уровне домохозяйств, — продолжает Виктория Копейкина. — Должно быть разделение на четыре основных фракции: пластик, алюминий, стекло и бумага. И отдельно должен осуществляться сбор органических, то есть пищевых отходов.
Один за всех: В России появится единый оператор по переработке мусора
Органические или пищевые отходы называются «грязными». Именно они больше других подвержены процессу гниения и распространяют по округе зловонные ароматы. Другие четыре фракции — бумага, пластик, стекло и металл — называют «чистыми» отходами. Противники раздельного сбора мусора, а такие есть, вопрошают: что же, дома пять мусорных вёдер держать? В правительстве Московской области подумали и решили ограничиться двумя вёдрами: для «грязного» и «чистого» мусора.
«Очень хорошая идея Московской области о разделении мусора на чистый и грязный, — считает эксперт Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Андрей Нагибин. — Такой сбор мусора подразумевает, что пищевые остатки — отдельно, а пакеты, бумага и стекло — отдельно. Я поддерживаю инициативу не делать на кухне мини-мусоросортировочный завод. Пять пакетов, в которые нужно отдельно всё складывать, — нет, а два пакета — это понятно для всех. Это повышает эффективность раздельного сбора и вторичной переработки».
Грязный в прямом смысле этого слова мусор оставляет без работы мусоросортировочные предприятия Московской области. Парадокс, но они страдают от недостатка мусора.
В Московской области более 400 предприятий по переработке вторсырья, — рассказывает Виктория Копейкина. — Основная их проблема в том, что не хватает сырья. Организация системы доставки отходов у нас хромает, а она очень важна.
В Шанхае раздельный сбор мусора на уровне домохозяйств и последующий процесс переработки был организован за пять лет. Эксперты говорят, что это под силу и России, тем более что бизнес заинтересован в такого рода инвестициях. Вторичная переработка становится всё более популярным бизнес-направлением, которое позволяет в буквальном смысле получать из отходов доходность. ПЭТ-бутылки, например, могут обрести вторую жизнь в виде наполнителя для подушек, одеял или верхней одежды, а автомобильные покрышки, пришедшие в негодность, — лучший материал для изготовления покрытий для детских и спортивных площадок.