Скандальное решение подмосковного суда: у зека прав на пенсию больше, чем у офицера
Пенсионный фонд и суд приняли решение, в соответствии которым служба в армии работой не считается.
В подмосковном городе Орехово-Зуево бывший офицер пытается доказать в суде, что служить в армии почетнее, чем сидеть в тюрьме. Но получается пока слабо. Суд толкует двойственную норму в отечественном законодательстве в пользу Пенсионного фонда, не желающего платить пенсию.
Царьград попытался разобраться в этом юридическом парадоксе.
14 лет в погонах – не повод для пенсии
Герман Спирин родился в 1961 году, ему 61 полный год. 14 с половиной лет из них он отслужил в армии. В этот стаж вошли учеба в военном училище и непосредственно служба в военной авиации. Позже он работал в муниципальном управлении и СМИ. Сейчас Спирин пытается доказать в суде, что имеет право на досрочный – на 2 года раньше выход на пенсию по трудовому стажу.
Напомним, в связи с пенсионной реформой, в 2022 году женщины должны выходить на пенсию в 56,5 лет, а мужчины — в 61,5 года. В нынешнем году никто в России на пенсию по старости не выйдет - особенность переходного периода. Люди смогут оформить страховую пенсию по старости только в 2024 году, когда женщинам исполнится 58 лет, а мужчинам 63 года. Вроде бы, Спирин пенсионного возраста пока не достиг...
Но по части 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» мужчины вправе выйти на пенсию на два года раньше при наличии общего стажа в 42 года, но не ранее, чем в 60 лет. Соответствующий стаж у истца есть.
- У меня в прошлом году стаж был больше 43 лет. При этом я военную пенсию не получаю, так как отслужил чуть более 14 лет и был уволен из армии по здоровью из-за травмы, полученной при исполнении обязанностей. Но местный Пенсионный фонд мне сказал, что служба в армии не является работой, поэтому никакие армейские стажи при реализации Указа президента не учитываются, - сказал Царьграду Герман Спирин.
Районный суд встал на сторону чиновников Пенсионного фонда, решил, что военная служба не является реализацией права на труд, не засчитывается в страховой стаж, а, следовательно, военных, срок службы которых не позволяет им получать пенсию от Минобороны, Указ Президента России о досрочной пенсии по старости при достижении страхового стажа свыше 42 лет НЕ КАСАЕТСЯ!
Может дело в деталях?
Вообще, в соответствии с законами России, военная служба по контракту, как и служба по призыву, включается в страховой стаж, как и другие приравненные к ней периоды*. Но только при условии, что до начала службы или после ее завершения сотрудник работал по трудовому договору или занимался иной деятельностью, во время которой за него отчислялись страховые взносы в ПФР**.
- Тут все нормально. После службы сразу перешёл на муниципальную службу. Заработал на гражданке 25 лет стажа после армии, - говорит Герман Спирин. – Понимаете, в чем штука. Тут не столько важны для меня эти несчастные два года досрочной пенсии. При достижении мною возраста ухода на пенсию в 63 года в 2024 году, Пенсионный фонд также может на основании сегодняшнего решения суда не учесть время службы в армии, следовательно - снизить мне пенсию.
По сути, такая вольная трактовка Пенсионным фондом и судами отечественного законодательства ставит в ущербное положение и подвергает дискриминации тысячи людей, которые носили погоны, но не выслужили 20 лет по разным причинам: по болезни, из-за семейных обстоятельств или иных причин.
- Кстати, на Госуслугах я получил справку от Пенсионного фонда, в которой указан мой страховой стаж - более 43 лет. Но, ни местный Пенсионный фонд, ни суд на нее категорически смотреть не хотят, - говорит Спирин.
Герман Спирин на этом архивном снимке - без фуражки.
Лучше сидеть, чем служить?
Парадоксально, но по этим же нормам лучше сидеть в тюрьме, чем служить государству. Если бы на месте Спирина был рецидивист, который с малолетки шил в зоне тапочки, то у него было бы гораздо больше шансов получить досрочную пенсию. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, время привлечения осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду засчитывается им в трудовой стаж.
Когда этими соображениями в суде поделился адвокат истца, судья отвечать отказалась, то и дело повторяя, что служба – это не работа.
Так, да не так
В России не прецедентное право. Однако решения судебных инстанций принимаются во внимание при рассмотрении аналогичных споров. Орехово-Зуевский суд проигнорировал решения Московского областного суда, а также Верховного суда страны, согласно которым Россия, являясь правопреемницей СССР, полностью берет на себя его обязательства, в том числе и по вопросам льготного выхода на пенсию.
В СССР вопрос о стаже трактовался предельно просто – считать. Вместо этого судья странным образом толкует исключительно недавно принятые законы, чем нарушает конституционные права бывшего офицера.
Вилами на воде
- Мы категорически не согласны с решением районного суда и будем оспаривать его в областном суде, а если надо, в Верховном, - говорит адвокат истца Михаил Петров.
Однако, самое печальное в этой истории то, что вольная трактовка законов чиновниками на местах. Их особенное, с придыханием отношение к Пенсионному фонду, заставит любого, кто решил связать свою жизнь с армией и другими силовыми ведомствами сто раз подумать о своем будущем и правах, которые у него кто-то может отнять. Даже если эти права гарантированы, Конституцией, Президентом России и законами нашей страны.
Ведь, одно дело, когда «написано пером», и совсем другое, когда - «вилами на воде».
* - см. закон № 4468-1 от 12.02.1993.
** - ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013.
Уважаемые читатели «Царьграда», присоединяйтесь к нам в соцсетях Одноклассники и ВКонтакте. Также подписывайтесь на наш телеграм-канал.
Присылайте свои письма на электронную почту mo@tsargrad.tv