Фашистов остановили не дождь и снег, а люди
Современные немцы печатают ложь о войне. Но правду знали их деды.
Я тоже прочел нашумевшую статью Флориана Штарка в издании Die Welt. Опровергать очередную дурь, направленную против нашей страны, армии и народа бессмысленно.
Ее уже много было, этой дури. Дурак Гитлер. Заградотряды кровавого НКВД. «Генерал Мороз». Теперь вот «Генерал Дождь». Все ж размокло в варварской России, как воевать без зонтиков и пипифакса?
Даже если причина в дождях и морозах, разве не должны немцы бить по голове свой генштаб и свою разведку? Ведь это ж они решили до осени победить Россию, которой нет конца и края. Разве не их обязанностью было изучение будущего театра военных действий с четким выводом — не хрен сюда лезть!? Здесь дожди, морозы и крайне недружелюбное население
Но дело, конечно, не в дождях. Поражение европейцев в России началось с первого дня войны, с самого 22 июня 1941 года. Когда еще было тепло и сухо.
* * *
Первыми немцам смачно отвесили наши пограничники.
На 22 июня 1941 года Государственную границу СССР от Баренцева до Черного морей охраняли 666 пограничных застав. 22 июня 1941 года подверглись нападению немцев 485 из них. Остальные заставы начали войну 29 июня 1941 года – это были границы с Финляндией, Венгрией и Румынией.
Немцы отводили на преодоление погранполосы СССР от 30 минут до часа. Но в основном советские пограничные заставы стойко обороняли свои участки значительно дольше, чем на то рассчитывали немцы. До 1 суток оборонялись 257 застав. Более суток — 20 застав. Более 2 суток — 16 застав. Более 3 трех суток — 20 застав. Более 4-5 суток — 43 заставы. От 7 до 9 суток — 4 заставы. Свыше 11 суток — 51 застава. Свыше 12 суток — 55 застав. Более 15 суток - 51 застава. А 45 советских пограничных застав сражались с колоссально превосходящими силами немцев до двух месяцев! До двух месяцев!
Есть и уникальный случай. Был участок границы, который враг так и не пересек. 12 застав 82-го Рескитентского пограничного отряда Мурманского округа отражали многочисленные атаки финнов с 29 июня по июль 1941 года. Финнам удалось временно вклиниться на территорию СССР, но 3 августа 1941 года их отбросили назад - и до самого выхода Финляндии из войны с СССР (9 сентября 1944 года) государственная граница на этом участке отряда была нерушима. На Кольском полуострове есть пограничный знак, который ни на минуту (!) войны не менял своего расположения, несмотря на то, что на одного нашего пограничника тут приходилось до 150 егерей.
Что такое советская погранзастава тех лет? Около 70 человек личного состава примерно на каждые 7 километров границы. Плюс на каждую комендатуру (4 линейных заставы) - резервная застава, 42 пограничника. Погранотряд, объединявший 3-4 комендатуры, в нем еще маневренная группа, до 200 человек. Погранотряд численностью до 2000 бойцов с легким вооружением - на 150-200 километров границы.
А вот как наши пограничники воевали.
В Карелии застава старшего лейтенанта Никиты Кайманова 19 суток (из них 14 - в полном окружении) отбивала атаки финских егерей. Потом, прорвав кольцо, пройдя 160 километров по оккупированной финнами территории, уцелевшие пограничники вышла к своим. Поразительно — учитывая обстоятельства. Во-первых, наших было всего 146 человек (личный состав 5, 6 и 7 застав и часть солдат стрелкового полка, приданного пограничникам на усиление). Во-вторых, финнов было очень много — 2 егерских батальона, свыше 500 опытных, знающих лес и умеющих в нем воевать солдат и офицеров. В-третьих, по сравнению с финнами бойцы Кайманова были практически безоружны: винтовки, немного автоматов, ручные пулеметы Дегтярева... В-четвертых, умница Кайманов во время рейда потерял сравнительно немного людей — из 146 человек погибли только 14 пограничников. Более 40 были ранены и контужены, но вышли к своим.
26 августа 1941 года Никите Фадеевичу Кайманову было присвоено звание Герой Советского Союза.
Вот еще один пограничник, Герой Советского Союза Алексей Лопатин. К 22 июня 1941 года лейтенант Лопатин - командир 13-й погранзаставы 4-й комендатуры Владимир-Волынского погранотряда. Это недалеко от городка Сокаль Львовской области. Вот его наличные силы: 59 бойцов плюс он сам, его заместитель лейтенант Григорий Погорелов и замполит, младший политрук Павел Гласов. На всех — винтовки, несколько автоматов ППД, два станковых пулемета «Максим», 6 ручных пулеметов Дегтярева и гранаты.
Застава была расположена в добротных кирпичных зданиях со стенами метровой толщины польской постройки. Когда немцы начали артобстрел, туда сразу собрали женщин, детей и раненых. А пограничники Лопатина первым делом заблокировали мост через Буг. Не взорвали, а именно заблокировали. Почему? Потому что по предвоенным планам, именно по этому мосту вот-вот должна начать наступление на сопредельную территорию советская 124-я стрелковая дивизия.
15 пограничников во главе с лейтенантом Погореловым удерживали мост почти сутки! 15 бойцов - против саперного батальона, двух рот немецкой танковой бригады и двух пехотных батальонов немцев. К вечеру первого дня войны на заставу вернулся только один, раненый пограничник Давыдов.
Примерно тогда же на заставу вернулся посланный в штаб отряда за подкреплением боец Перепечкин. Ему не удалось пробиться к своим, и Лопатин понял, что воюет в окружении.
Вначале на заставе надеялись, что за женщинами, детьми и ранеными прилетят самолёты. Пограничники даже обозначили на лугу посадочную полосу. Но помощи не было.
Провоевав неделю (!), 29 июня Лопатин решил вывести с заставы женщин, детей и раненых. Ночью бойцы вышли с заставы, прошли около километра, и, убедились в безопасности дальнейшего пути, отправили в тыл детей и жён погибших Гласова и Погорелова, бабушку и жену Лопатина с двумя его сыновьями (младшему было всего 3 месяца) и несколько раненых бойцов. Всех же, еще способных держать оружие, Лопатин повел обратно на заставу. В новый бой с немцами.
Они могли выйти из окружения и выжить. Но они вернулись на свой пост и сражались еще до 2 июля. В конце концов, немцы взорвали остатки здания заставы. 3 июля двое чудом выживших, раненые и контуженные, выбрались из руин пограничники Иван Котов и Ефим Галченков.
18 декабря 1957 года Алексею Васильевичу Лопатину было присвоено звание Героя Советского Союза.
* * *
Приведенное здесь фото — немецкое. Снято в Брестской крепости в конце июня 1941 года (источник waralbum). На нем - советский пограничник и его служебная собака, погибшие при обороне государственной границы. Это жесткий, но правдивый символ героизма наших пограничников, которые и положили начало краху плана «Барбаросса».
Фотография страшная. Но как иначе молодые узнают, что их прадеды выполнили свой долг до конца?
Вечная слава героям!
Игорь ЕФРЕМОВ.
Уважаемые читатели, редакция «Царьграда Подмосковье» благодарна за присланные письма. Присылайте свои наблюдения, вопросы, новости на электронную почту mo@tsargrad.tv
Подписывайтесь на нашу группу в ВК