Итоги "Урагана Эльвира": Каждый десятый банк в России банкрот, 80% - на голодном пайке
Специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) провели анализ состояния банковского сектора России и пришли к выводу, что отсутствие роста экономики и действия ЦБ обрекают оставшиеся после "Урагана Эльвира" отечественные банки на трудную пятилетку.
Лихорадка, которую в последние годы переживает банковский сектор России, стала уже привычным явлением, она не удивляет ни экспертов, ни экономистов. Более того, к ней настолько привыкли, что у различных экспертных сообществ анализ состояния сектора и его проблем стал совершенно рядовой операцией. С той только особенностью, что проблем этих становится всё больше. Это отмечают профучастники рынка, и лишь Центробанк вечно рапортует об "оздоровлении".
Сбербанк утвердил рекордные дивиденды иностранным кураторам Грефа
Вот и в очередном исследовании банковского сектора сплошные проблемы, да еще и на перспективу. Но это лишь техническая часть вопроса, на деле же доклад АКРА говорит ни о чем ином, кроме как о еще большем усилении роли государства в жизни банков, все чаще поставленных на грань выживания. В качестве факторов, которые выделили эксперты, не только мощный "Ураган Эльвира", убравший с рынка многих игроков, но и отсутствие экономического роста страны. Но обо всем по порядку.
Почему эксперты не верят Центробанку?
Главный вывод аналитиков: лишь 21% российских банков способен сегодня самостоятельно генерировать капитал. На них приходится 36% активов сектора. Удручает и другая цифра – 62,5% банков, обладающих 46% активов, в последние три года находились на грани утраты способности к наращиванию капитала.
По мнению специалистов, у этого фактора есть связующее звено с государством, а именно нестабильность операционной эффективности, а также потребность сектора во внешних вливаниях. Кто же может их осуществить? Конечно, только государство. Таким образом, АКРА приходит к выводу, что банковский сектор попросту зачахнет без этой поддержки и обречен на стагнацию с риском деградации в перспективе ближайших трех-пяти лет.
Фото: www.globallookpress.com
В частности, крупнейшие российские банки, которым принадлежит 89% активов сектора, по итогам 2017 года показали обрушение средневзвешенного значения генерации капитала с 76 б.п. в 2016 году до минус 86 б.п. Эксперты отмечают, что в 2016 году этот показатель не был идеальным, но считался удовлетворительным, тогда как сейчас они называют его не иначе как критическим. Причиной они считают признание убытков в 1,45 трлн рублей крупнейшими игроками сектора, которые были направлены Центробанком на санацию через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС).
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже объявила о разрыве регулятором пресловутого "московского банковского кольца", в которое входили санируемые "ФК Открытие", Бинбанк и Промсвязьбанк. На спасение этих банков, напомним, ЦБ направил 2,62 трлн рублей.
АКРА оценило чистый убыток сектора в 300 млрд рублей из-за большого объема проблемных активов и дорезервирование по ним. Убыток подсчитывался по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В агентстве также оценили и снижение коэффициента усредненной генерации капитала (КУГК) в период с 2013 по 2017 годы и констатировали, что он рухнул с 55 б.п. до 7 б.п. Таким образом, продолжают эксперты, у российских банков уже практически нет способности генерировать собственный капитал, происходит утрата их финансовой устойчивости. Кроме этого, необходимые резервы по проблемным активам могут превысить 500 млрд рублей в 2018-2019 годах. Учитывая стремительность этих процессов и их масштаб в рамках сектора, назвать это иначе как лихорадкой нельзя.
В АКРА отмечают, разрыв показателей между крупными госигроками и остальными кредитными организациями крайне велик, а значит, статистику по генерации капитала банковским сектором будут и дальше формировать крупнейшие банки с государственным участием, остальным же придется выживать. Аналитики агентства отнесли к локомотивам по показателям генерации Сбербанк и ряд крупных "дочек" иностранных банков, обладающих высокой кредитоспособностью.
В такой ситуации нет поводов вторить госпоже Набиуллиной и говорить о каком-либо "оздоровлении" банковского сектора. Напротив, после резкого вмешательства со стороны регулятора сектор буквально в руинах, к тому же он переживает передел между пятью игроками. Ряд экспертов согласны, что чистка сектора могла действительно убрать с рынка тех, кто не должен там быть, но в большинстве, как показывают исследования, специалисты перестают верить позитивным заявлениям регулятора.
Сапожники без сапог
Эксперты АКРА делают еще один крайне важный вывод. А именно: из-за ситуации в банковском секторе и кризиса с генерацией собственного капитала банкиры уже и сами начинают отворачиваться от своего бизнеса. И первая причина тут - снова политика Центробанка в части жесткого регулирования по досозданию резервов по проблемным активам. Отталкивает банкиров от профильного бизнеса и обострившаяся борьба за клиента, считают в АКРА.
Фото: www.globallookpress.com
Банки вынуждены были массово снизить дивидендные выплаты для того, чтобы поддерживать капитал на уровне, позволяющем выполнить требования Центробанка. Как следствие, доля дивидендных выплат в финансовом результате банков снизилась с 81-84% в 2015-2016 годах до 56% в 2017 году. Особняком тут, конечно, стоит Сбербанк, объявивший на прошлой неделе о выплате рекордных дивидендов, и способный едва ли не в одиночку, либо с помощью других госигроков, "закрыть" статистику по дивидендам для всего сектора. Этот фактор, кстати, удивительным образом показывает, кто у нас в стране сегодня "настоящие" банки с сильными показателями, а кто – своего рода вместилище для "токсичных" активов.
"Доминирование госбанков и низкий экономический потенциал также снижают инвестиционный интерес к банковскому бизнесу", - полагают в АКРА.
Другие эксперты также отмечают, что тенденция потери интереса собственников к банковскому бизнесу только нарастает. Современное состояние сектора таково, что мелким игрокам просто не под силу тягаться с "акулами" банковского бизнеса, они оказываются не способными работать в рыночных условиях. Такие игроки будут в дальнейшем покидать рынок, так как не смогут функционировать без концентрации активных операций на связанных сторонах и принятия необоснованных рисков в угрозу интересам клиентов.
Набиуллина нашла виновных: ЦБ объявил молодежь главной угрозой для пенсионной системы
"Поскольку самостоятельное "излечение" среднего российского банка в ближайшей перспективе невозможно, сектору вновь потребуется поддержка извне. На фоне снижения инвестиционного интереса к банковскому бизнесу основным источником финансовой помощи становится государство", - добавляют эксперты АКРА.
Двойной удар Центробанка
Телеканал "Царьград" неоднократно освещал политику Банка России не только в части глобальной чистки банковского сектора страны, но и в связке этого процесса с вопросом роста отечественной экономики. Удивительно, но именно сегодня политика ЦБ, чья задача, по идее, – беспристрастное регулирование банковской деятельности, имеет и макроэкономические последствия, обладающие эффектом бумеранга, возвращаясь назад и нанося второй удар по банковскому сектору. Рассмотрим этот механизм по цепочке.
Эксперты АКРА отметили: банкам необходимо наращивать самостоятельную генерацию капитала, для чего необходим рост прибыли. Для роста прибыли банкам нужен и более серьезный рост "здорового" корпоративного кредитования, а ему, в свою очередь, необходим рост экономики России хотя бы на 4,5-5%. Таким образом, банковский сектор страны стал индикатором серьезности этого процесса, а также того, как его куратором стал ЦБ. Который и без того сам назначил себе слишком много функций.
Фото: www.globallookpress.com
Банки же окончательно стали "марионетками" – слабый рост экономики накладывает ограничения на способность банков нарастить "здоровые" кредитные портфели, организации не могут обеспечить себе возможность стабильного роста прибыли на протяжении хоть сколько-нибудь продолжительного времени. Корпоративный сектор при этом вовсе не бежит за кредитами, несмотря на снижение ставок, что бьет по банкам уже и с третьей стороны. Что же делают банки? Они идут в ценные бумаги, в частности – ОФЗ, что обеспечивает статистику по росту структурного профицита ликвидности и росту объема вложений. Как следствие, страдает и реальный сектор, куда просто не доходят деньги. Цепочка замкнулась.
Ближайший прогноз экспертов не очень утешителен. Кредиты в корпоративном секторе могут вырасти примерно на 5% за 2018 год, однако и этот скромный рост будет обеспечен в основном ростом спроса на фоне минувшего кризиса, а также рефинансированием внешних кредитов.
Поставленные в эти условия банки поворачиваются в сторону ритейла и населения. Так, например, банки нарастили выдачу населению длинных необеспеченных кредитов сроком до семи лет. А ведь такие займы чреваты серьезной просрочкой и даже кредитным "пузырем" в случае роста внешних рисков.
Рейтинговое агентство "Эксперт РА", между тем, сообщило по итогам анализа банковского сектора России, что дефолт угрожает каждому десятому банку России - 53 из 550 кредитных организаций могут в 2018 году объявить о своей неплатежеспособности.
Темпы отзыва лицензий, которые упали в 2017 году до 47 за год, вновь ускорятся, считает агентство: ЦБ уберет с рынка не меньше 60 банков. В топ-50 "вероятность применения регулятивных действий высока" для пяти кредитных организаций. Итогом зачистки станет "окончательный передел рынка между крупными игроками", добавили аналитики.
Таким образом, банковский сектор России сегодня находится в сложной ситуации, на которую влияет множество взаимосвязанных факторов. Напрашивается очередное подтверждение того, что банки в России больше не являются самостоятельными и независимыми игроками, которые способны оперативно реагировать на рыночную ситуацию. Напротив, политика Центробанка оставила им лишь небольшой "коридор возможностей", зажав их в тиски жесткого регулирования. И даже при желании обеспечить себе в обозримой перспективе рост генерации собственного капитала банки просто не в состоянии этого сделать, став своего рода изгоями, от которых отворачиваются сегодня и необеспеченный реальный сектор, и сами банкиры.