Англикане: пике вертикальное?
В течение столетия англиканство превратилось из близкой к Православию конфессии в либерально-протестантскую секту
На днях христианский мир постиг еще один религиозный раздор. Нет, речь не о русских "ревнителях древлего благочестия", воспротивившихся богослужебным реформам XVII века, и не о греческих старостильниках, выступивших против реформ календарных под лозунгом "Православие или смерть!". Очередной раскол пришел в протестантские ряды - глобальную англиканскую корпорацию.
Так, в минувший четверг Всемирное совещание руководителей поместных англиканских церквей, прошедшее в британском Кентербери под председательством архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби, ввело санкции против Епископальной "церкви" США. За признание однополых браков. Отныне американским "епископалам" запрещено занимать руководящие должности в международных структурах Англиканской церкви. Правда, всего на три года. За которые либо Епископальная "церковь" США покается в своем содомском грехе, либо все остальные англикане таки "убедятся", что "никакой это не грех".
Казалось бы, ничего удивительного в этом прещении нет. Англикане, как и любые другие христиане, должны прекрасно знать фрагмент Первого послания апостола Павла Коринфянам, где недвусмысленного сказано, что "мужеложники Царства Божия не наследуют". Конечно, это же относится и ко многим другим категориям грешников, однако издревле именно грех мужеложества в христианстве считается одним из самых омерзительных в силу своей противоестественности. А потому те, кто оному привержен, у православных и католиков, согласно каноническим правилам, не должны допускаться не только до Причастия, но и вообще к любой соборной молитве. Что, конечно же, никогда не исключало возможности исправления через Покаяние. Покаяние деятельное, связанное с полным отказом от прежнего греховного образа жизни.
Впрочем, все это для консервативных христиан любых стран и народов - азбучные истины. Удивительно другое. То, почему Англиканская церковь, всегда являвшая пример консерватизма среди протестантов, ныне стала одной из наиболее либеральных христианских конфессий в вопросе отношения к этой базовой духовно-нравственной проблеме? Ведь в свое время англикане отделились от католиков не столько по вероисповедным, сколько по политическим мотивам, а еще в начале XX века Англиканская церковь вела переговоры о возможном присоединении к Православной. Переговоры, в которых активное участие принимал один из самых почитаемых святых прошлого столетия - святитель Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский.
Увы, либерализация большинства христианских сообществ в XX веке стала практически необратимым процессом. Проблема в том, что зачастую за искажением формы следует искажение содержания. И зачастую очень сложно определить ту грань, за которую заходить нельзя. Упрощенно это можно представить следующим образом:
- Допустимо ли использовать в храмах электрическое освещение?
- Ну что за глупый вопрос? Конечно же, допустимо!
- А можно ли исповедоваться по электронной почте?
- ???
Так же и в нравственно-богословских вопросах. Одно дело, когда кающимся грешникам не назначаются епитимии (церковные наказания) по всей канонической строгости в виде отлучения от Причастия на годы или даже десятилетия (этакая церковная амнистия). Но совсем другое дело, когда очевидный грех приказано "перестать считать грехом".
К слову, еще совсем недавно Англиканскую церковь возглавлял архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, известный своими симпатиями к Православию, автор работ о религиозной философии Федора Достоевского и Владимира Лосского. Однако ровно три года назад он был вынужден подать в отставку. И с 2013 года его преемником является Джастин Уэлби, чьи либеральные изречения говорят сами за себя. Так, новый глава британских англикан уже отметился заявлениями, что Англиканская церковь "рискует оказаться идущей не в ногу с меняющимся обществом" и что церковным лидерам необходимо пересмотреть свое отношение к гомосексуалистам, "даже если им это не нравится". Хотя формально новый архиепископ Кентерберийский пока не поддержал радикальных либералов из Епископальной "церкви" США. И тем не менее за последние десятилетия значительная часть англиканских сообществ уже шагнула "в ногу с меняющимся обществом", начиная с "рукоположения" в священнический и епископский сан женщин и заканчивая "венчанием" однополых сожителей.
Однако и среди англикан все еще можно встретить консерваторов. И нынешняя попытка "консервативной революции" была предпринята именно ими. Так, архиепископ Уганды Стэнли Нтагали даже покинул упомянутое совещание, требуя немедленного применения санкций к апологетам Содома. То же самое можно сказать и об отделившейся от либеральных "епископалов" Англиканской церкви Северной Америки, сохраняющей верность христианской морали.
В течение последних лет священноначалие Русской Церкви неоднократно заявляло о том, что руководствуется в отношениях с протестантами в строгом согласии с соборными определениями. В частности, Архиерейского Собора 2008 года относительно того, что "будущее отношений со многими протестантскими общинами зависит от их верности нормам евангельской и апостольской нравственности, на протяжении многих веков хранимым христианами". И Архиерейского Собора 2013 года, который счел "невозможным диалог с теми конфессиями, которые открыто попирают библейские нравственные нормы".
Конечно, последние события в англиканском сообществе и огорчают, и обнадеживают. Огорчает то, что одна из христианских деноминаций стремительно превращается в постхристианскую либеральную секту. А обнадеживают решительные выступления против этой тенденции целого ряда протестантских лидеров. И именно поэтому есть надежда, что консервативные протестанты начнут осознавать, что только в святоотеческом христианстве - в Православии - возможна настоящая борьба с тем богоотступничеством, которое все стремительнее поражает христианский мир. Стремительное падение по траектории, близкой к вертикали, в авиации называется пике. Если пике вертикальное - избежать катастрофы уже нереально. Будем уповать на то, что это крутое духовно-нравственное падение своих пастырей Англиканская церковь еще может исправить и уберечь себя от полного "штопора".
Михаил Тюренков, портал +Царьград+